Inside MotoGP: Что в номере для тебя моем?.. До пришествия эпохи электрических транспондеров — ruru24.ru

МОТОГОНКИ.РУ, 10 февраля 2021 — Эпоха полной цифровизации наступила лишь в 2000-ных. До того, как в чемпионатах FIM стали употреблять систему электрического хронометража с транспондерами, байки отделяли один от другого чисто зрительно. Работа хронометриста была напряженной — приходилось считывать данные своими очами и верно вести перечень. Видимость стартовых номеров была главным моментом.

С данной системой сейчас отлично знакомы судьи МФР, которые как и раньше ведут двойной учет — электрический и «картонный», зрительный, по номерам на разных соревнованиях по мотокроссу. К огорчению, 2-ая — старая, зрительная система часто дает сбой, если трасса очень грязная: номеров не видно, вести учет нереально… и даже если есть современная система электрического хронометража, соревнование либо его часть могут и отменить.

Старт Гран-При GP500 в 1987 году: у всех однообразные номерные таблички — темные числа на желтоватом фоне

В Мото Гран-При сиим учетом занимались три человека. Для того, чтоб заавтоматизировать систему и не страдать ручной записью, FIM еще в 70-х выдумала аппарат, схожий на кассовый, где перед одним из арбитров была «клавиатура» с наклеенными на нее номерами байков. При проезде через линию финиша специально обученный арбитр просто надавливал клавишу, и на стенограмме отображался номер (последовательность номеров) на любом круге. Соответственно, 2-ой арбитр зрительно контролировал номера. 3-ий смотрел за хронометражем. Велись три протокола, которые в конце гонки сводились в один.

Даже сейчас в MotoGP эта система существует! Систему дубляжа протокола: электрическая система хронометража работает автоматом, без роли человека; зрительная система фиксирует номера на байках и ведет собственный свой, картонный протокол, схожий на кассовую ленту (в нем отражается стартовый номер, позиция и четкий временной штамп пересечения полосы). Естественно, к системе дубляжа прибегают очень изредка, так как современная система хронометража весьма надежная… естественно, если речь не идет о «убитых» временем 20-летних транспондерах, срок годности которых вышел еще в 2010 году!

Кен Рокцен, Team Honda HRC возглавляет чемпионат AMA Supercross 2021 года — красноватая табличка фаворита у него!

Красноватую табличку фаворита выдают сейчас в мотокроссе и суперкроссе, это собственного рода трофей, не имеющий дела к учету результатов. Но в 80-х это имело решающее значение для учета почти всех характеристик в хронометраже.

В 80-х и 90-х было несколько аспектов. Почему, к примеру, номера фаворитов чемпионата постоянно были различного цвета и на разном фоне? Во-1-х, не постоянно. До 1992 года было довольно твердое ограничение по форме стартового номера — темные числа на желтоватом фоне.

В те годы на автодромах была отдельная служба спид-маршалов (от слова speed, «скорость»), которые наблюдали за скоростью и передавали данные в Дирекцию.

Тяжело рассмотреть номер, когда байк пролетает мимо на скорости 250 км/ч (другими словами, преодолевает по 69.4 метра в секунду)

1-ая служба дошла до наших дней. На любом пит-лейне есть маршал со «спидганом», который контролирует соблюдение лимита при проезде мимо боксов. Этот предел — 60 км/ч, и за нарушение его гонщиков часто штрафуют, как на глобальных событиях, так и в Рф.

2-ая служба занималась замером наибольших скоростей в зонах высокоскоростных ловушек — для статистики. И вот тут принципиальна точная визуализация.

Уэйн Рейни (Yamaha) стал первым, кто установил чемпионскую табличку — на белоснежном фоне

В регламенте чемпионата мира указывалось, что номер обязан иметь определенные размеры и быть контрастным относительно фона. По традиции, команды продолжали употреблять темные числа на желтоватом фоне, но с 1992 года фаворит чемпионата мог установить табличку с темной цифрой, но на белоснежном фоне.

Но уже на последующий год командам разрешили употреблять свой дизайн табличек. Единственным требованием была легкая читаемость и контрастность числа и фона.

Repsol Honda: дуэль Алекса Кривье и Мика Дуэйна

Различные команды по-своему решали вопросец с ведением внутренней статистики и идентификации байков. К примеру, в Repsol Honda цвета номеров у пилотов постоянно различались по цвету и фону: один байк имел красноватую подложку с белоснежной цифрой (либо напротив), 2-ой — белоснежную с темной цифрой.

Сейчас размеры, шрифты и позиция номеров регламентированы, но это фактически не влияет на хронометраж. Регламент MotoGP просит только одно: избранный пилотом номер закрепляется за ним на весь сезон, он неизменен; стартовый номер должен располагать строго на фронтальной панели байка и иметь точные очертания. В остальном все полагаются на работу системы хронометража.

А вот таковой дизайн номерной таблички Пола Эспаргаро будет тяжело узреть издалека!

В Рф наличие животрепещущего номера на байке имеет ключевое значение, ибо системы хронометража на различных гоночных трассах имеют разную степень чувствительсности и износа (в особенности, это касается транспондеров, которые вешают на байки). Потому, на титульных соревнованиях тех.комиссар постоянно просит убрать все остальные наклейки с байка, которые могут ввести в заблуждение маршалов.

Но на трек-днях и любительских соревнованиях хаос из-за богатства номерных стикеров — это обыденное дело. К огорчению, идет речь о самодисциплине участников, и вроде бы устроители не боролись «за порядок», часто появляются сложные ситуации. Основное, держать в голове, что из башни хронометриста не постоянно верно видно номер, и если «транспондер не бьется», никто не сумеет сказать участнику трек-дня либо гонки, что он выпал из системы и никак не учитывается. Ведь на трек-днях автодромы и устроители не выставляют целую армию специально обученных арбитров…

Источник: motogonki.ru